Солнечный Завет


почта 3417028@mail.ru
     

КОСМОС, МИФ, ЦЕРКОВЬ

   406 лет назад, 17 февраля 1600 года, на площади Цветов в Риме по приказу папской инквизиции был сожжен один из самых светлых мыслителей эпохи Возрождения космист Джордано Бруно.
Есть ли сегодня идеи, за которые стоит отдавать жизнь?
    Да, есть такая идея – познание законов Жизни под влиянием Космоса! Этой идее посвятил свой жизненный путь и научную деятельность русский ученый Александр Леонидович Чижевский. Его ученик и последователь Виктор Николаевич Ягодинский в своей известной книге «Нами правит Космос» (2003) утверждает: «Грядет научная религия, в основу которой положена Совесть – внутренне усвоенные требования природы, семьи, общества, идущие с древности и предусматривающие общие интересы человечества, которые закладываются генетически на грани бессознательного, и создают личность, народ.
    Лишь в 1999 году, спустя 359 лет после судилища над Галилеем папа Иоанн Павел II признал, что гонения, которым подвергся ученый, были ошибочны. «Галилей ни в чем не виноват, так как учение Коперника ересью не было»,– сказал он. А запрет церкви на основной труд Коперника «Об обращении небесных сфер» был снят намного раньше – в 1828 году.
    Но все же он продержался около 200 лет: Ватикан на два века задержал распространение главной научной истины среди верующих христиан.
    Основополагающим в поисках истоков религиозного сознания населения Земли служит реально прослеженная история верований. Религиозное мифотворчество всех народов, как правило, проходило три этапа. Первый – первобытный, языческий, когда люди тесно взаимодействовали с природой. Тогда обожествлялись самые различные, вполне конкретные факторы среды обитания, от которых зависела жизнь и благополучие наших древних предков. Это вода и воздух, поля и лес с их животным миром. В дальнейшем по мере развития цивилизаций для каждого почти объекта природы предлагался собственный покровитель. Особенно ярко это проявлялось в греческой мифологии, где каждому объекту стихий присваивался свой покровитель: ветра и воды, огня и солнца, луны и различных планет и созвездий.
    Бог морей Нептун и сегодня присутствует на каждом корабле при пересечении экватора, а бог вина Вакх все еще привязывает к своему зелью многих обитателей планеты. Точно так же сохранились и понятия богов Войны – Марса и богини красоты – Афродиты.
    Иными словами, древняя мифология стала неотъемлемой частью нашей культуры. Вакх до сих пор организует вакханалии пьянства.
    Параллельно с этим происходило возвеличивание правителей, которым приписывались сверхъестественные качества и которые объявлялись наместниками Бога на Земле. Таковы разного рода вожди, цари, монархи. Их значимость подчеркивало окружение, особенно жрецы, поскольку именно им было выгодно послушание, покорность толпы и собственное благополучие. Даже в новейшей истории сохраняются все признаки такого мифотворчества. Невзрачный семинарист Джугашвили, достигнув необъятной власти, стал Великим Гениальным, Единственным» Сталиным, присвоившим себе право распоряжаться сотнями миллионов жизней своих подданных. Ту же миссию исполнял Ельцин, которого его воровское окружение называло Царем Борисом. Только тяжелая болезнь не позволила ему осуществить план введения монархии в России. Но еще не вечер…
    Религии современности – лишь продолжение древних верований.
    Гермес в греческой мифологии изображался с ягненком на плечах. По традиции это перешло и в христианство: священнослужители стали носить одежду с приподнятым сзади верхом как продолжение того же мифа о пастухе с заблудшим янгецом на плечах. Так мифотворчество превращалось в церковный догмат… Навсегда!
    А рядом современная наука рушит, казалось бы, незыблемый догмат: ловушка в газовой камере со множеством препятствий останавливает солнечный свет! Следовательно, может быть остановлено и время?
    Иерархи церкви, естественно, соотнесут этот факт с волей Всевышнего, как это они уже сделали с полетами космонавтов, ядерной реакцией…, сами не внося ощутимой лепты в развитие цивилизации. К примеру, К. Э. Циолковский свою веру – «вселенскую волю» – пытался использовать и преобразовать в полезные для человечества вещи: дирижабли, ракеты и прочие знания. В отличие от закостенелой веры в «небесное царствие».
    Как говорил Энгельс: «Все непонятное и неизвестное мы оставляем Богу». Священнослужители же, присвоив себе право представлять Бога на Земле, трактуют его возможные воззрения на каждый научный факт. На ненаучной, мифической основе. Удобная позиция: быть над схваткой. Быть судьями людям и событиям.
    Но у церкви есть одно неоспоримое достоинство. Люди идут в храм как к врачу-психотерапевту со своими бедами, болями, заботой. И за советом, за добром, за памятью близких, ушедших от нас. Это совершенно необходимое учреждение для мирян. Сам я, чуть было не утонув, пошел в соседнюю церковь и понес с собой благодарность Всевышнему за спасение.
    Мифы были характерны для древних, примитивных обществ и казалось бы ушли в прошлое, но сложность, непредсказуемость судеб людей в современном мире имеет с психологической точки зрения прямую аналогию с древним миром. И совершенно неожиданно для многих мифы с их иррациональной властью проявились в ХХ веке. Совокупности мифов вошли в мировоззрение и изменили объективную картину мира, приводя к неадекватному искаженному пониманию реальности, своего рода психическим сдвигам.
    Крупнейший вклад в исследование мифов ХХ века внес немецкий философ Эрнст Кассирер. Его исследование, написанное более полувека назад, было связано с ситуацией в гитлеровской Германии. Но кажется, что оно написано совсем недавно и описывает нашу действительность. Приведем общую характеристику мифов ХХ века, данную Кассирером:
    «Миф достигает апогея, когда человек лицом к лицу сталкивается с неожиданной и опасной ситуацией. Даже в самых примитивных сообществах использование магии ограничено особой сферой деятельности. Во всех случаях, когда можно прибегнуть к сравнительно простым техническим средствам, обращение к магии исключается. Такая потребность возникает только тогда, когда человек сталкивается с задачей, решение которой далеко превосходит его естественные возможности.
    Это описание роли магии и мифологии в примитивных обществах вполне применимо и к высокоразвитым формам политической жизни человека. В критических ситуациях человек всегда обращается к отчаянным средствам. Наши сегодняшние политические мифы как раз и являются такими отчаянными средствами.
    Политические мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди становятся жертвами мифов без серьезного сопротивления. Они побеждены и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло.
    Обычные методы политического насилия не способны дать подобный эффект. Даже под самым мощным политическим процессом люди не перестают жить частной жизнью. Всегда остается сфера личной свободы, противостоящей такому давлению. Современные политические мифы разрушают подобные ценности.
    Наши современные политики прекрасно знают, что большими массами людей гораздо легче управлять силой воображения, нежели грубой физической силой. И они мастерски используют это знание. Политик стал чем-то вроде публичного предсказателя будущего. Пророчество стало неотъемлемым элементом в новой технике социального управления. Даются самые невероятные и несбыточные обещания; «золотой век» предсказывается вновь и вновь.
    Философия бессильна разрушить политические мифы. Миф сам по себе неуязвим. Он нечувствителен к рациональным аргументам, его нельзя отрицать с помощью силлогизмов. Но философия может оказать нам другую важную услугу. Она может помочь нам понять противника. Чтобы победить врага, мы должны знать его».
    Теперь миф – это один из центральных пунктов психологической войны. Картина мира, то есть то, с чем человек сравнивает реальность, из целостной и взаимосогласованной – становится фрагментарной, мозаичной, состоящей из набора мифов. Эти мифы дают ложную искаженную картину мира и заставляют людей действовать против своих интересов.

ВСЕЛЕНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БОГА: «ПЕРВОПРИЧИНА»



С правнучкой К.Э. Циолковского Е.А. Тимошенковой в его музее.

В работе «Первопричина» (1918) К.Э.Циолковский показал эволюцию представлений о божестве.

  • Бог есть представление о ком-то сильном, вечном, неизвестном, властителе наших судеб, карателе, распорядителе, судье, создателе Вселенной, благодетеле и так далее.
  • Подобные представления субъективны и у каждого имеется свое собственное, отличное от представления другого существа. Можно сказать, что Бог есть произведение мысли.
  • Так вот тот высочайший избранный гений космоса, созданный бесконечностью пространства, материи и времени,– не правит ли он Вселенной?
  • Вообще о происхождении представлений о божестве могут быть следующие главные мнения.
  • – Бог есть первопричина Вселенной. Этот Бог уже будет: высшее мира, вне его и отличное от него.
  • – Совершеннейшая организованная часть мира, обладающая мыслительною силою, совершенством, непостижимым для человека,– таким же непостижимым всемогуществом и другими хорошими качествами.
  • – Высочайшая (спасительная) идея. Так идея о взаимной любви всего живого, о натуральном возмездии за уклонение от нее, о счастье, которое будет естественной наградой почитателей этой идеи,– есть с этой точки зрения Бог.
  • Таково было представление Платона о Боге. Это представление в разуме человечества будет непрерывно совершенствоваться вместе с его развитием.
  • – Бог есть самый мир (пантеизм).
  • – Бог есть известная человеку часть мира.
  • – Бог – человек, герой. Более благородным предметом поклонения служили выдающиеся люди при своей жизни и после. Это были: герои, представители мускульной силы, ловкости, красоты, ума, предводители, цари. После смерти, а иногда и при жизни, они обожествлялись.
  • – Бог – нечто таинственное, служило предметом поклонения и нечто таинственное, как духи, привидения, умершие, но живущие особой жизнью близкие люди.
  • – Бог есть красота. Картина, скульптурное изображение, идол, кукла – служили человеку также предметом поклонения, так как люди представляли и изображали Бога, как о нем думали: в виде крокодила, быка, солнца, человека и так далее.
  • Все эти представления о божестве не составляют одного целого. Общее, однако, есть. Идея о взаимной солидарности существ есть Любовь. Наконец, идея о личном, совершенном, вечном, добром и всемогущем существе, которое вмешивается в жизнь Вселенной, проявляет свой суд, свое благо – есть тоже Любовь.
  • Первопричина рождает космос, космос – Высших Разумных существ, которые производят истину.
  • Вот еще наиболее яркие качества первопричины.
  • – Безначальность во времени. Первопричина безначальна, так же как и самое творение безначально.
  • – Бесконечное существование первопричины.
  • – Нетленность первопричины.
  • – Вездесущность первопричины.
  • – Целость или единство первопричины. Она вытекает из взаимного притяжения, что составляет связь каждого атома с такими же атомами или со всей Вселенной.
  • – Могущество первопричины. Оно следует, как из бесконечности пространства, времени и материи, так и из бесконечной величины потенциальной энергии мира.
  • – Жизнечувствительность первопричины. Она видна из жизнеспособности любой частицы Вселенной. Во всяком ее месте, материя, комбинируясь, путем самозарождения, хотя и очень медленно, дает жизнь.
  • – Духовность первопричины. Она следует из духовности космоса, состоящего из нетленных, вечных, простых, неизменных, одинаковых и живых атомов.
  • – Простота первопричины в своей основе. Она видна из того, что все части творения составлены из одних и тех же веществ.
  • – Бесконечная сложность первопричины. В своем результате она видна из бесконечной сложности мира, порожденной бесконечными истекшими временами. Проста только основа. Благодаря этой сложности Вселенная представляет и вечно будет представлять совершенно неожиданные эффекты, непостижимые человеческому уму.
  • – Свободная воля первопричины. Она вытекает из того, что ею заведена эта мировая машина и, конечно, по ее плану и развивается. Явления космоса выражают волю причины.
  • Не можем ли мы ждать не сегодня, так завтра, не завтра, так через тысячи лет единого управления над всей Землей – союза народов или чего-нибудь подобного? Ведь должно же это когда-нибудь случиться! Не век же народам уничтожать друг друга в безрассудной борьбе!..
  • Сейчас это, по нашей ограниченности и узости, совершенно невообразимо… Если земная организация человечества должна кончиться единением, то тем более вселенская, космическая…
  • – Величие первопричины. Мир величествен и бесконечен только для человека и других созданий космоса, но для первопричины он может быть мал, ничтожен и начален.

Таковы положения Концепции К. Э. Циолковского о Высшем Разуме, воле Вселенной. Оправдываются ил эти его идеи на практике, есть ли надежда, что они станут столь же востребованы, как стали необходимыми идеи КЭЦ в космонавтике.

Виктор Ягодинский

В начало
На главную страницу


web-дизайн Ольга Чижина