Под взглядом Вечности


почта 3417028@mail.ru
     

Веды - предтеча космизма

   Русский космизм есть только часть первобытного космизма, эпоху которого прошел любой народ мира. Об этом прекрасно сказано Алексеем Лиджиевичем Нусхаевым в «аналитической записке от 997-го и 1997-го годов: Русская жизнь в круге русской ведософии». Она написана на русском языке калмыком, навечно вписавшемся в русский культурный круг. Вот принципы его мировоззрения:
    Земная природа была ДО человека, именно она - Первая, неписаные законы (Веды), ее, самоорганизованной ДО человека, вечной гармоничной жизни - Первые. Высший Раз-Ум. Высший Разум это - Высший Ум, который триллионы лет тому назад явился Раз и Навсегда. Высший Разум земную природу создал заранее, ДО человека, и представил ее потом человеку для главного ему: вот, Она, Вечная Жизнь, изучай и постигай, человече, неписаные законы ее самоорганизации и самосуществования, изучай ЕЕ опыт и самоявляй на этом меру своей человеческой жизни - если хочешь быть живым и разумным, жить живой жизнью, жить жизнью вечной. Именно в связи с тем, что русский тогда был поставлен перед жизненной необходимостью постижения неписаных законов вечной жизни, закономерно появились русские ведуны, ведуньи и ведичество.
    В соответствии с хронологией развития идей на земле российской, чуждым явлением оказалась установка на официальную христианскую идеологию - от писаний Моисея, от спальни Давида, Авраама; Иосифа и девы Марии - родителей Иисуса Христа.
   Для русского ведософа солнце - символ Жизни. Исток жизненной силы земной природы - солнце. Строй жизни природы в сознании ведософа - от солнца. Деревья, травы и цветы тому - пример, муравейник, - пример, пчелиный улей - пример и т.д. и т.п. И, естественно, что русский ведософ в начальной организации своей жизни, жизни русского рода всю эту систему организации жизни земной природы использовал.
   Чужая вера - Чужая жизнь. Чужая вера, тысячелетне навязанная целому народу, это - тотальный духовный разлом народа, духовное растление нации.

Юрий Гагарин обыкновенный Святой    Русский космизм продолжился в сфере православной культуры с ее представлением о единстве микрокосма и макрокосма и западно-европейского научного знания. Первые самобытные черты такого мировоззрения прослеживаются уже в творчестве М.В.Ломоносова. С того момента можно датировать начало русского космизма, корни которого - в эпохах русского Просвещения и романтизма, ствол - учение Н.Ф.Федорова, ветви - теории его учеников (В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского) и их последователей (включая современных: М.А.Абрамов, А.Г.Гачева, В.П.Беденко, Б.М.Владимирский, В.В.Казютинский, В.П.Казначеев, Пабиск Кузнецов, Л.В.Шапошникова, В.Н.Ягодинский др.).
    Христианские идеи отличают его от ведического, индо-буддийского космизма (русские представители - Л.Н.Толстой, Е.П.Блаватская, Е.И. и Н.К.Рерихи). Некоторые черты русского космизма (впервые обозначенные, О.А.Карчевцевым и С.Г.Семеновой) объединяют его с европейской космической философией («вещи в себе», по Иммануилу Канту, непостижимы). Русские же космисты акцентируют внимание на единстве мира, предполагающем познание и постижение его истин. И совсем самобытным делает русский космизм объявленная Федоровым война смерти от лица живого и мертвого человечества, развиваемая также А.А.Богдановым.
    С Федорова зачинается глубоко своеобразное философское направление общечеловеческого значения: активно-эволюционная, неосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский.
В конкретном содержании их работ заметна идея активной эволюции («регуляции природы») и достижения бессмертия людьми («общего дела», «всемирной литургии»). Идею всеединства предложил Н.Ф.Федоров, сформулировал В.С.Соловьев. Библейские идеи разумной организованности Космоса и нематериальности его причины ярко проиллюстрировал гипотезами науки К.Э.Циолковский. Наиболее общая тенденция развития идей русского космизма состояла в отказе от антропоцентризма.
    Возможно, отказ от антропоцентризма составляет самый существенный смысл космизма вообще. Отказ от телеологической замкнутости мысли людей в рамках человечества - от этого парадоксального неосознанного императива познания, - есть преодоление видовой неадекватности окружающему миру или видовой гордыни. Вместе с тем, это и идейное освобождение (русским космизмом) человечества из плена земной ограниченности, в котором люди ведут себя не лучше, чем пауки в банке. Прорывается вековой плен человеческого сознания. Недостаточность внутричеловеческой этики, экономики, эстетики предполагается решить их прорывом в природную сферу Земли, связанную со всей Вселенной. Космизм подразумевает совершенно иной масштаб осознания человеческих проблем, нежели на замкнутом социальном (будь то политическом или экономическом) уровне, когда число средств действительного решения проблем (если подходить к делу без лукавства) всегда недостаточно. В этом - отличие космической мысли от социальной (политической, экономической, религиозной) и только на уровне космической идеи мысль социальная получает оправдание и перспективу.
    Понятие «русский космизм» обозначает самостоятельное явление культуры, в рамках которого осознается многоплановое взаимопроникающее единство человека, общества, Земли и Космоса. Истинность, непротиворечивость познания природы, таким образом, теоретически предполагается в единстве практически-рационального и эмоционального (этико-эстетического) способов ее освоения. При этом, любое негативное в эмоциональном плане действие рассматривается как целенаправленно разрушающее естественную среду обитания человека, признается равная важность экологии окружающей среды и экологии души. Неотъемлемый элемент философии русского космизма составляет акцентуация на необходимости умножения блага в природе по ее же лучшим образцам, путем подражания ей (в том числе и в, таком ее качестве, как  бессмертие).
    Предваряя подготовленные нами материалы биографии В.Н.Ягодинского, можно сказать следующее:
    1. В творчестве В.И.Ягодинского ярко проявились основные черты русского космизма. К своим идеям он пришел не только опираясь на наследие предшественников, но и самостоятельно, благодаря решению частных проблем цикличности в биосфере и социуме. Вместе с тем, в творчестве Ягодинского проявляется переход от осмысления общетеоретических проблем русского космизма к проблемам практического осуществления его идей, в частности для прогнозирования.
    2. Показательно, что в его творчестве проявился не просто междисциплинарный научный подход, но подход межотраслевой, когда формы познания мира признаются равно необходимыми, при ведущей (интегративной) роли научного знания. В той или иной мере идея объединения всех форм познания мира характерна почти для всех русских космистов.
    3. Этика в творчестве Ягодинского проявляется в обуздании сил, действующих вопреки естественным процессам космогенеза. Такова его конструктивная цель в переходе людей к сознательному коллективному совершенствованию и в борьбе за трезвость.
   4. Для творчества Ягодинского характерно стремление к объединению научных знаний о мире на фундаменте объективной истины. С любых знаний снимается ореол мистицизма, и они выступают в роли гипотез, полученных вполне научным методом моделирования неизвестного на основе известного. При этом, Ягодинский остается убежденным эволюционистом, считая, что эволюция есть не что иное, как проявление вечных, абсолютных космических стихий жизни и разума на Земле.
    5. В трудах Ягодинского проявились два этапа в развитии идей русского космизма, один из которых связан с изживанием антропоцентристских и корпоративистских идей, а другой - с развитием космоцентрических представлений.
   6. Требование активной эволюции: осознание необходимости конструктивного вмешательства людей в ход естественных процессов с целью снятия социальных и естественных противоречий. С этой чертой связано мистико-философское «оправдание творчества» В.С.Соловьевым, Д.Л.Андреевым и Н.А.Бердяевым (вплоть до провозглашения им «эпохи Третьего Завета»).
Ныне идею четвертого - Солнечного Завета поднимает в своих работах по космическому естествознанию Виктор Николаевич Ягодинский - продолжатель и Глашатай традиций Русского космизма.

В начало
На главную страницу


web-дизайн Ольга Чижина