Я люблю тебя, жизнь


почта 3417028@mail.ru
     

Семейные предания и хроники



У Брокгауза и Ефрона: «Ягодинские — старинный русский дворянский род, ведущий свое происхождение от комиссара Филиппа Алексеева Ягодинского и записанный по Пензенской губернии».
   Встречаем мы также большую династию Ягодинских и в духовном сословии, преимущественно в Сибири и на Севере европейской части России. По семейным преданиям, один из Ягодинских был священником в Елоховском соборе в Москве. Скорбным эхом 30-х годов звучит эта фамилия и в православных церковных хрониках на территории современной Мордовии.
    Давно сказано: «…неисповедимы пути Господни». Есть у меня братишка двоюродный, но на деле - по-настоящему родной: Валерий Ефимович. Мой отец Николай и его мать Елена - родные брат и сестра Ягодинские.
    Валерий Ефимович обладает удивительной по нашим временам чертой, но естественной в далеком прошлом - жаждой общения с родственниками. В отличие от меня, Валера удосужился съездить на Урал в семью нашего дяди Александра Ягодинского... (о семинарии)
    От него он привез старинную папку-адрес к юбилею нашего предка, деда Виктора Тимофеевича. В поздравительном адресе 1913 года изложены заслуги Благочинного отца Виктора, 12 лет ведавшего организацией приходской работы в церквах Курганского уезда Тобольской губернии.
    В адресе говорилось:

адрес к юбилею нашего предка, деда Виктора Тимофеевича Ягодинского

    «Много понесено Вами за это время трудов: много пережито неприятностей! При Вашем руководстве и деятельном участии построено два величественных каменных храма – в селах Гладковском и Давыдовском и два деревянных в сёлах Нижне-Алабугском и Васильевском. На Вас, по преимуществу, пала тяжесть той смуты, которыю посеял в нашем округе о. Иаков Барбарин. При водворении порядка Вам приходилось переносить оскорбление не только словами, но даже и действием: но Вы кротко и любовно делали своё дело и сумели упорядочить расстроенную приходскую жизнь.
    А в своей обычной благочиннической деятельности Вы являли пример редкой аккуратности и исправности, несоблюдение которых с нашей стороны доставляло Вам тугу душевную; но Вы умели все наши неисправности лишь слагать в своём сердце…
    Смирение, незлобие и любовь со всеми ее проявлениями – основные черты Вашего характера, ими и была проникнута вся Ваша деятельность. Мы видели в Вас не начальника, а старшего брата, всегда готового помочь, опытного руководителя.
    Высоко ценя Вашу деятельность, мы в настоящий день, с разрешения Его Преосвященства, этим выражаем Вам сердечную благодарность за Ваши труды, руководительство и братскую любовь. Примите от нас, дорогой о. Виктор Тимофеевич, Св. Икону сию в знак ответной искренней любви нашей к Вам. На ней в раскрытом Евангелии Вы прочтете слова Его, которыми руководились в Вашей деятельности.»
    Под памятным адресом - подписи 25 служителей культа.
    Сохранившиеся церковные хроники подарили нам сегодня возможность узнать о тех самых понесенных трудах строительства, просвещения, и их плодах. Именно они позволили, несмотря на все беды российской истории, протянуть незримые духовные нити от поколения к поколению.
    "В 1902 г. жители селения, «по преимуществу малороссы», ходатайствовали о строительстве церкви-школы, «чтобы дать своим детям начальное образование в духе религиозности, дать возможность тем жителям, которые по бедности и старости не могут посещать своего приходского храма».
    В 1906 г. выдана храмозданная грамота и начато строительство деревянной церкви во имя Казанской Иконы Божьей Матери. Проект храма составлен архитектором Н.А. Юшковым. Иконостас выполнен в 1910 г. И.А. Хлопотовым.
    2 июня 1911 г. церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери, приписанная к Свято-Троицкой церкви села Половинского, освящена благочинным 3-го благочиния Курганского уезда, священником Виктором Ягодинским."
    Храмы России… Нет, пожалуй, другой земли, где бы так зримо, так материально оставила свои рубцы история человечества на их ликах.
    "В 1896 г. православные жители с. Нижне-Алабугского и д. Вершино-Каменско-Логской, состоя в приходе Гладковской Николаевской церкви и испытывая большие неудобства в отправлении треб по причине дальнего расстояния до церкви, вновь изъявили желание построить православную церковь, для чего и начали сбор средств. Постройка деревянного однопрестольного храма на средства жителей с. Нижне-Алабугского, деревень Вершино-Каменско-Логской и Банщиковой была разрешена Епархиальным начальством в июле 1900 г. Большая часть пожертвований поступила от одной, меньшей, половины жителей села, так называемых «российцев», другая же половина, коренные сибиряки и жители д. Вершино-Каменского-Лога, отнеслась к сооружению православного храма очень холодно. К весне 1901 г. был заготовлен лес на постройку храма... Храмозданная грамота была выдана 15 сентября 1901 г., а закладка церкви совершена 5 мая 1902 г.
   Строительство велось хозяйственным способом, под наблюдением архитектора Юшкова, который и составил проект здания...
   Освящение православного храма в честь Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского, в с. Нижне-Алабугском было совершено 25 сентября 1904 г. благочинным 2-го благочиния Курганского уезда священником Виктором Ягодинским, в сослужении со священниками соседних церквей. ...Николаевская церковь перестала действовать в 1933 г. на основании отказа верующих от использования здания, а официально была закрыта решением Челябинского облисполкома от 4 августа 1937 г. по требованию граждан с. Нижняя Алабуга и вскоре занята под склады «Заготзерно». К началу 1960-х гг. храм был переоборудован под здание обычного типа, утратив внутренний и внешний церковный вид, и в дальнейшем использовался под сельский клуб."
    "30 июня 1896 года собрались прихожане Гладковской Никольской церкви на сход, где решали вопрос о строительстве каменного храма вместо сгоревшего деревянного. На сход пришло 502 прихожанина: из села Гладковского – 126, из деревни Ершовка – 70, из деревень Горьковка – 82, Банщиковой – 60, Романовой - 55, Пищальной – 58, Менщиковой-51.
    Составили приговор: просить Тобольскую Духовную консисторию дать разрешение на строительство и выдать план каменного храма, а также обратились с просьбой разрешить сбор пожертвований. Под приговором - 502 подписи. Первыми подписали приговор Дмитрий Иванов, Ефим Афанасьев, Иван Гаврилов. Сбор пожертвований был разрешен так, как просили погорельцы. С миру по нитке – голому рубашка. Сбором денег занимались крестьяне, выбранные сходом прихожан, - Степан Ларионов и Андрей Анисимов. Приносили прихожане, давали люди: кто деньгами, кто хлебом. Деньги сдавали в сберкассу. К 1900 году накопили порядочно: 4 061 руб. Всего обошелся храм в 17 803 руб. 58 коп.
    Строился храм не без надзора. «1901 года июня 6 дня, по указу Его императорского Величества, Тобольская Духовная Консистория слушала рапорт … священника Виктора Ягодинского … на постройку каменного храма в селе Гладковском». Вот где знали о нашей Гладковке! 10 ноября 1903 года храм был освещен Благочинным священником Утятской церкви Виктором Ягодинским. Жители нашего села и весь приход могли гордиться красавицей-церковью; на свои копейки, своим трудом соорудили такое диво. "

    Церковь во имя Иконы Казанской Божьей Матери, в селе Давыдовка. 
Построена при руководстве и деятельном участии священника Виктора Ягодинского

   Церковь во имя Иконы Казанской Божьей Матери, в селе Давыдовка.
    Построена при руководстве и деятельном участии священника Виктора Ягодинского.
    Начало восстановления - 2001 г.. Освящена 4 ноября 2009.

    И в самые тяжкие времена диво возможно. И храмы встанут, и книги откроются, и звезды воссияют. Только бы душа трудилась и помнила: жива всегда была Россия собором. Затянутся шрамы. Процветут на рушениях новые дерева.
    "В январе 1897 г. из Тобольска последовало разрешение на строительство нового храма. Доброе начинание давыдовских прихожан поддержал о. Иоанн Сергиев (Кронштадский), прислав денежное пожертвование, серебряный крест, атласное покрывало на престол и икону Святого Феодора.»
   
    Заветная папка, привезенная братом с Урала, хранила еще один документ. Вслед за благодарственным адресом моему деду, торжественным аккордом завершения была целая поэма под названием «Фрегат «Спасенье», написанная священником Александром Девятовым. Александр Аполлонович Девятов с 1911 года служил в Николаевской церкви села Нижняя Алабуга. И среди прочих замечательных достоинств явно обладал незаурядным поэтическим даром. О чем свидетельствуют следующие строки его поэмы, посвященной моему деду:
   
    Ревели бури, хлестал нас вал,
    Но жертвой моря никто не стал,
    В зубах акулы не трепетал.
    В беседе мирной чинили снасти,
    Тем избавляя нас от напасти;
    И седовласый адмирал
    Нам редко выговор давал...
   
    Конечно, меня – моряка, как елеем помазало сравнение деда с адмиралом. Предопределение Божие?
    Среди прочего был еще один чрезвычайно интересный документ эпохи. Он был беспристрастным свидетелем жизни семьи Ягодинских после революции. «Раздельный акт» от 11 июня 1925 года, где граждане села Глядянского Чернавского района Курганского округа Уральской области - Ягодинская Ксения Григорьевна (моя бабушка) с детьми Алексеем, Еленой, Николаем, Михаилом, Александром, в присутствии председателя сельсовета и понятых, по добровольному соглашению произвели раздел имущества.
    Амбар, крытый соломой (22 р.), хлевы (по 10 р.), лошадь (мерин - 70 р.), корова (20 р.), овцы, ягнята (по 2-3 р.), гуси, куры (по 25-50 коп.), пшеница (по 1 р. - пуд) и прочее нехитрое крестьянское хозяйство (плуг, ходок, телега, бычок годовалый, стол), на общую сумму 310 рублей 50 копеек, передавалось старшему сыну. Матери же Ксении Григорьевне - некоторые вещи для жилища и двора, на сумму 96 рублей. Сыновьям же Александру, Михаилу и Николаю передавался дом-пятистенок с сенями (ценой 200 рублей), крытый тесом. Причем дом передавался во временное пользование брату Алексею, «с тем, чтобы он содержал его в исправности». Братья передавали дом Алексею, поскольку сами они «состояли на советской службе», а посему брали на иждивение мать 67 лет и сестру Елену 16 лет.
    Согласно сведениям, полученным моим двоюродным братом Валерием Ефимовичем, у моих деда и бабушки было 8 детей. Она умерла в возрасте 77 лет. Он же был растерзан пьяной оравой в начале 20-х годов. Так, волею судеб, мне никогда не довелось встретиться со своим дедом.
    Фамилия моей матери, Валентины Ильиничны Туровской, уходит корнями в глубокую древность. Первое упоминание о Туровском княжестве мы находим в "Повести временных лет" под 980 г. Сегодня г. Туров - современный районный центр Гомельской области Белоруссии.
    В свое время, в связи с бесконечной чередой междоусобиц, Туровское княжество перешло во владение Литвы, а затем Польши. Возможно предположить, что, находя представителей фамилии Туровских в XIX – XX вв. даже на Южном Урале, мы имеем дело с потомками польских ссыльных.
    Упоминание о моих замечательных предках: деде Илье Михайловиче Туровском и бабушке Марии Иосифовне, достойно отдельных страниц, так как мое детство и отрочество прошло в этой семье.

В начало
На главную страницу


web-дизайн Ольга Чижина